Menu

При взрыве в Ставрополе погибла жительница Ачикулака

Ставрополь, хоть и находится вблизи от северокавказских республик, никогда ранее терактов не видел. В крае же громыхает постоянно: Буденновск, Невинномысск, Ессентуки, Пятигорск, Минводы, Кисловодск… Губернатор Ставрополья Валерий Гаевский заявил, что теракт скорее всего был рассчитан на полпреда президента на Северном Кавказе Александра Хлопонина.

“Завтра-послезавтра мы ожидали визита полпреда. Наверное, было на это рассчитано”. Возможно, боевики захотели встретить его таким кровавым салютом. К тому же Рамзан Кадыров заявил на днях, что боевиков на Северном Кавказе по пальцам можно пересчитать. Как правило, после таких заявлений бандиты проводят демонстрацию своей силы. 

В эти дни три года назад в Ставрополе произошло крупномасштабное межэтническое столкновение русских и кавказцев. 24 мая 2007 года в Ставрополе произошла массовая драка, в которой участвовала русская и кавказская молодежь. Во время драки погиб молодой чеченец. Через несколько дней были зарезаны два русских студента, участвовавших в драке. По городу прошел “русский марш”. Но противостояние удалось погасить. 

Межнациональные отношения в Ставропольском крае крайне напряженные, особенно после включения региона в один Северо-Кавказский округ с кавказскими республиками. В крае, например, проживает огромное число русских беженцев из Чечни. Эти люди убегали от геноцида еще в 90-е. До сих пор леденящие душу истории очевидцев бродят в Интернете. “Политика нашего государства — не замечать русских переселенцев из Чечни, — сказал “МК” руководитель организации беженцев “Статут” Владимир Третьяков. — Нет даже точного учета переселенцев. По нашим подсчетам, речь может идти о 400 тысячах человек, то есть о крупномасштабной гуманитарной катастрофе, которая не была замечена ни в России, ни за рубежом. Не решаются вопросы с жильем, трудоустройством, возвращением утерянного имущества. На очереди за жильем стоят сотни, если не тысячи людей, но в год выделяют всего по 4—5 квартир. Это издевательство! На селе работы вообще нет! Нам говорят, что Ставропольский край многонационален, но я могу сказать, что восточные районы края уже стали мононациональными — русских там теперь нет”.
По словам Третьякова, в краевой Думе в среду губернатору задавали соответствующие вопросы. Требовали разработать программу реабилитации русских. Однако глава края не дал ни одного внятного ответа, а через три часа прозвучал взрыв. 

Вызывает раздражение у русских жителей края и бытовое поведение кавказцев. Нормой стали танцы лезгинки с пальбой в воздух в самых многолюдных точках города. “Танец может собирать до сотни молодых ребят и девушек. По крайней мере, так было 2 апреля (в Страстную пятницу!) перед зданием Дворца культуры. Был еще инцидент прямо под окнами городской станции “скорой помощи”. Посреди дороги встали несколько машин, из них вышла молодежь и принялась отплясывать на проезжей части. Номера машин соответствующие: ставропольских среди них почти нет”, — пишет житель города. 

Подкинуло ставропольцам проблем и введение в образовательных учреждениях ЕГЭ. В результате вузы края буквально заполонили “стобалльники”-кавказцы, которые зачастую даже говорят по-русски с трудом. 

Впрочем, сами чеченцы в произошедшем взрыве национальной подоплеки не видят. “Пострадали не только чеченцы, там много национальностей. Там, кстати, и сестра моего друга получила ранения, но сейчас она уже пришла в себя, идет на поправку. Надеюсь, что мир в регионе это не пошатнет”, — сказал “МК” представитель молодежного крыла чечено-ингушской диаспоры Ставрополя Али. Глава диаспоры Ваха Кучиев хоть и ответил на звонок, но сообщить смог только, что получил сильную контузию.

“Пятеро находятся в реанимациях в крайне тяжелом состоянии, среди них есть одна москвичка — Зура Хамзатова. Еще четверо человек в тяжелом состоянии, остальные пациенты средней тяжести”, — рассказали в министерстве здравоохранения Ставропольского края. В числе пострадавших, находящихся в стационарах, 36 жителей Ставропольского края, по одному жителю Краснодара и Москвы, а также уроженцы Чечни, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. 

При взрыве, прогремевшем у Дворца культуры, погибли Светлана Еренкова из Ставрополя, 41 год, Багет Исаева из села Ачикулак Нефтекумского района, 24 года, Малика Габартуева из села Найденовское Изобильненского района, 26 лет, Оксана Ходжева, уроженка Карачаево-Черкесии, проживавшая в последнее время в Ставрополе, 23 года, Татьяна Прилуцкая из Ставрополя, 39 лет, 12-летняя Азиза Арсангиреева из Гудермесского района Чечни и Наталья Кириленко из села Кочубеевское, 39 лет. 

Маленькая Азиза Арсангиреева в злополучный вечер пришла на концерт ансамбля “Вайнах” вместе со своей мамой Зарой. С тяжелейшей минно-взрывной травмой таза чеченской девочке выжить не удалось, она скончалась при транспортировке. Вчера ее тело забрали родные и увезли на родину. Сегодня в Гудермесском районе пройдут похороны Азизы. 43-летняя Зара, мама погибшей, сейчас находится в реанимации краевой больницы. Как сказали нам в местном минздраве, Зара — тяжелая пациентка, помимо минно-взрывной травмы у нее еще черепно-мозговая травма и осколочные ранения голени. В больнице также лежит и тетя Азизы Арсангиреевой, которая вместе с Зарой и племянницей пришла посмотреть концерт. Как рассказал журналистам глава Гудермесского района Ваха Насуханов, семья Арсангиреевых, в которой было пятеро детей — Азиза и четверо ее братьев — выехала из Гудермесского района в 1995 году на жительство в Ставропольский край. Они проживали недалеко от Ставрополя в селе Грушевое и занимались сельским хозяйством, в основном откормом крупного и мелкого рогатого скота. “Мы приняли решение оказать всю необходимую помощь в организации похорон Азизы Арсангиреевой. Семья, по нашим данным, не имела материального достатка, и все необходимое для проведения похорон и организации поминок мы сделаем”, — сказал Ваха Насуханов. 

По информации правоохранительных органов Чеченской Республики, в результате теракта получил контузию и порезы от разбитого стекла водитель автобуса ансамбля “Вайнах” Иса Закриев. В момент взрыва он находился за рулем автобуса, стоявшего неподалеку от Дворца культуры.

Следствие разрабатывает две взаимоисключающих версии. Либо бомбу подложили русские националисты. Либо нерусские сепаратисты. И те и другие пока помалкивают. Бомба национальности не имеет. Ее мог собрать и доморощенный взрывотехник, сообщает "Московский комсомолец".

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация